«Что такое ПМПК и зачем проходить ПМПК для получения профессионального образования?»
ПМПК, согласно «Положению о психолого-медико-педагогической комиссии» осуществляет свои функции в отношении лиц в возрасте до 18 лет. В отношении подростков, планирующих поступать в СПО и получить профессиональное образование основной задачей является проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования в целях определения или подтверждения особенностей в физическом или психическом развитии и подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и определении специальных образовательных условий, способствующих успешному освоению ими программ начального или среднего профессионального обучения.
Современное законодательство гарантирует равные права на получение образования, в том числе профессионального, для лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Для чего же необходимо проходить ПМПК?
Во-первых, для установления статуса «ОВЗ». Законом об образовании определена ответственность ПМПК за установление статуса с ограниченными возможностями здоровья лицам, имеющим «недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий» (Ст.2 п.16 ФЗ).
Во-вторых, для определения программы обучения. Основным условием доступного и качественного профессионального образования обучающихся с ОВЗ является разработка и реализация адаптированной образовательной программы. Адаптированная образовательная программа СПО — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих, адаптированная для обучения лиц ОВЗ с учетом их особенностей и возможностей.
В-третьих, для определения формы получения профессионального образования – в отдельной группе для лиц с ОВЗ, либо в форме интегрированного (инклюзивного) обучения подростка с ограниченными возможностями здоровья совместно со сверстниками, не имеющими таких ограничений, а также формы обучения, наиболее адекватной возможностям подростка с ОВЗ и инвалидностью (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная или с использованием технологий дистанционного обучения).
И в-четвертых, для определения специальных условий. Специальные условия – это необходимые для получения детьми-инвалидами или детьми с ОВЗ реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, обучения, специальные учебники (например, книги со шрифтом Брайля), пособия и другие средства, обеспечивающие их конституционное право на получение начального и среднего профессионального образования. Это возможность использования специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (напр., звукоусиливающая аппаратура, бегущая строка, лупы), предоставление услуг сурдопедагога, тифлопедагога, ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, наличие пандусов, подъемников, поручней, отдельных аудиторий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79, п. 3 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»).
Документы, необходимые для прохождения ПМПК соответствуют общим требованиям и включают в себя медицинские документы (справки от врачей – лор, окулист, невролог, психиатр, выписка педиатра), педагогические документы (педагогическое представление из школы, психологическая характеристика, рабочие тетради по русскому и математике), копия аттестата об окончании основного или среднего общего образования, копии справки медико-социальной экспертизы об инвалидности, копия справки ВК на индивидуальное обучение, амбулаторная карта).