Инклюзивное образование в процессе своего внедрения сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но и с социальными трудностями, распространенными стереотипами и предрассудками, определяющими готовность или отказ педагогов принимать интеграцию.
Очевидно, что с учетом новых реалий существенно расширяются и повышаются требования к профессиональным компетенциям педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования. Важным становится не только глубокое понимание сущности инклюзивного образования, потенциальных возможностей и способностей молодежи из числа лиц с ОВЗ, но и системный психолого-педагогический анализ их особых образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социума в целом.
В период с 01 февраля по 27 апреля 2018 года Приладожский многофункциональный ресурсный центр реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Проектирование индивидуальной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организация службы сопровождения в учреждении среднего профессионального образования» для педагогических работников колледжа.
Слушателями курса стали 32 преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя Сортавальского колледжа и филиала г. Питкяранта. В 2017 году аналогичные курсы успешно закончили 23 педагога колледжа.
Цели программы:
- получить представление об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ, о том, как организуется диагностика, выстраивается предметно-развивающая среда с учетом особых потребностей детей, разрабатываются адаптированные образовательные программы, проводится психолого-педагогическое сопровождение;
– совершенствование компетенций педагогических работников, необходимых для организации образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающих поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования Республики Карелия.
Задачи:
- развитие профессиональной компетентности педагогических работников колледжа в области инклюзивного образования;
- формирование представлений об инклюзивном образовании как составной части образовательного пространства, об особенностях организации образовательного процесса на разных этапах развития инклюзии;
- формирование методологической культуры как основы развития компетентности в области инклюзивного образования;
- овладение способами организации образовательной развивающей среды и ее методического обеспечения с целью успешного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Программа является важной составной частью теоретической и практической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, базируется на знаниях, полученных слушателями во время обучения в педагогическом вузе или дополняет знания, приобретенные в результате практического опыта.
Программа носит модульный характер и состоит из 4 модуле:
Модуль 1 «Нормативно-правовые основы инклюзивного среднего профессионального образования профессионального обучения»;
Модуль 2 «Создание специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях»;
Модуль 3 «Организация образовательного процесса по адаптированным образовательным программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
Модуль 4 «Организация процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональных образовательных организациях».
Содержание программы повышения квалификации включает вопросы, связанные с расширением представлений слушателей по актуальным вопросам организации образовательного процесса по адаптированным образовательным программам СПО и ДПО.
В процессе изучения курса используются традиционные формы, технологии и методы обучения: лекции, практические и семинарские занятия, и интерактивные формы проведения занятий, инновационные технологии: лекции с элементами проблемного изложения, лекции-презентации, рефлексивный практикум, диспут, тренинг, методический анализ, case-stady и т.д.
Освоение программы предполагает активное участие слушателей на лекциях, практических и семинарских занятиях, тренингах, семинарах по обмену опытом, консультациях.